X

Все статьи

"5 сценариев". Как исцелить душевную травму.

Некоторым кажется странным, что Ася Алпеева, которая помогла уже стольким своим пациентам и участникам психологических тренингов, отмечает, что она «не создала ничего нового». Ася скромничает. За годы своего профессионального опыта (а психологом она работает уже более 20 лет, из них более 15 лет практиковала как клинический психолог и более 5 лет — как тренер), Ася по крупицам создала свою уникальную методику.

Пусть эта методика эклектична — она вбирает в себя самые разные психотерапевтические техники, — но именно их сочетание делает тренинги, по отзывам многих клиентов, просто незабываемыми. Да еще, пожалуй, яркий Асин «почерк»: ваши ситуации она «разруливает» с такой скоростью, легкостью и юмором, что это делает процесс терапии как можно менее болезненным и более эффективным.

Суть подобных тренингов заключается в том, что ваша психика становится более гибкой и быстрее реагирует на те изменения, которые творятся в нашем мире, стране, в вас самих. А чем быстрее вы реагируете и адаптируетесь, тем лучше вы сможете использовать те возможности, которые дает вам жизнь. Но для этого нужно сначала «пролечить» травмы.

Вряд ли кто-то сомневается в необходимости вылечивания травм физических: застарелый ушиб может «аукнуться» вам в старости весьма серьезным недугом (кстати, сказать, физические травмы для Аси тоже не проблема — она и их успешно лечит). А вот отношение к травмам психологическим в нашем обществе пока несколько иное. В лучшем случае, люди обеспеченные обращаются к психоаналитику. 

Но задайте вопрос своим знакомым, которые к нему обращались: был ли эффект от таких «посиделок»? И зачастую получите не слишком вдохновляющий ответ: годами тратя на психотерапевта массу времени и денег, люди остаются на том же уровне развития сознания, и в их жизни мало что меняется. А другие прошли пару-тройку тренингов у Аси, «пролечили травмы», и, проснувшись утром, вдруг обнаружили, что на работу идти хочется! Или что их женщине/мужчине они по-настоящему нужны. Или что жизнь вообще такая штука, которой, оказывается, можно наслаждаться!

Даже в рамках бесплатного занятия, предваряющего большой тренинг по пяти травмам,  Ася работает с аудиторией с полной отдачей. Она щедро делится интересной информацией, которую вы пока вряд ли где-то прочтете (ведь это живой материал, основанный на ее профессиональном опыте работы с клиентами). «Типирует» всех желающих (определяет, какие травмы являются у вас доминирующими). А также отвечает на ваши каверзные вопросы.
 

Чтобы хоть немного ориентироваться в пяти травмах, давайте разберемся в причинах и истоках травм. Для этого нам сначала нужно кое-что знать об «устройстве» психики.

  • «Я» (или «Сознание») – это та информация, которую вы знаете о себе: имя, фамилия, пол, привычки, предпочтения.
  • «Бессознательное» (или Оно) – это то, что не познано, то, что вы очень часто не хотите видеть. Всё, что вам говорят про вас, а вы это не принимаете.
  • «Сверх-Я» - это те условности, которые нас держат в рамках. Например, общественная мораль, религия, законодательство. Это то, что ограничивает какие-то наши действия.

На тренингах Ася работает с ситуациями, когда эти ограничения перестают действовать (в основном, речь идет о целом ряде возрастных кризисов, которые мы переживаем от 28 и до 45 лет, когда у нас происходит переоценка ценностей). Если вы пытаетесь разобраться в этом самостоятельно, вы можете «блуждать» в этом состоянии несколько лет. 

На тренингах сделать это очень даже возможно.  Для начала нужно «разгрести» тот материал, который «хранится» в вашем бессознательном. Упрощенно его можно разделить на 3 основные группы.

  1. Право на жизнь.
  2. Отношения.
  3. Самореализация.

Иными словами, любой из нас хочет, чтобы:

  1. «Я был в жизни кому-то нужен» (т.е. быть «достойным» жизни).
  2. «Я имел рядом близкого человека» (у женщин это желание выражено ярче, чем у мужчин).
  3. «Я мог найти себя» (область реализации).

С кем связаны эти три пункта?

  1. Родители.
  2. Партнер.
  3. Я сам.

И так получается, что у очень многих людей травма по всем трем составляющим. На тренинге Ася разбирает особенности этих травм.

Например, по первому пункту («Право на жизнь») мы получаем травму от родителя того же, что и мы, пола. Травма эта наносится от 0 до 3 лет (дальше лет до 16 она продолжает наноситься). Кто дает нам право на жизнь? Родители. В идеале они должны ввести нас в сообщество себе подобных и сделать так, чтобы мы чувствовали себя там конкурентоспособными. Для девочек это должна сделать мама. Для мальчиков – папа. В случае если они сделают это неправильно, у нас возникают фундаментальные сомнения: «Имею ли я право на жизнь?»

Когда у вас нарушена конкурентоспособность, то, чтоб выжить, вы вынуждены искать способы – в том числе пользоваться «масками». И вместо того, чтобы жить собственной жизнью, люди выбирают, например, «выяснять отношения» с мамой или полжизни «доказывать» что-то папе. Причем, родители ни в чем не виноваты: они делали что-то неосознанно – делали так, как их учили их родители. Нужно понимать, если вы хотите решить проблему «права на жизнь», вам нужно правильно выстраивать отношения с родителем своего пола и с людьми своего пола. Плюс ко всему, «право на жизнь» у вас может отобрать не только родитель, а, например, учительница в школе (сказав, что вы «чмо в ботах, а не человек»), одноклассники, соседи, т.е. любое окружение.

В связи с этим пунктом у нас возникают 2 сценария (стратегии поведения):

  • Пассивный сценарий – это Отверженный.
  • И агрессивный сценарий – это Ригидный.

Даже после бесплатного вводного занятия, вы будете прекрасно разбираться во всех пяти травмах, поскольку Ася подробно анализирует все сценарии поведения, остроумно рисуя яркие и живые «портреты» типичных представителей той или иной травмы.  

По второму пункту («Отношения») мы получаем травму от родителя противоположного пола. Эта травма наносится нам с 3 лет (когда ребенок начинает идентифицировать себя как «мальчика» или «девочку» и интересоваться противоположным полом) и до 16 лет (и даже позже – женщину могут травмировать и в 30 лет). Если мать ведет себя неосознанно – либо гиперопека (слишком опекает сына), либо гипоопека (нехватка внимания); или, если отец ведет себя слишком индифферентно по отношению к дочери (она вынуждена сама за себя постоять перед кем-то), у нас опять рождается два сценария поведения:  

  • Пассивный сценарий – это Покинутый.
  • Агрессивный сценарий – это Контролер.

И последняя стратегия поведения, связанная с третьим пунктом («Самореализация»). Эта травма наносится нам примерно в 5-6 лет родителем или родственником любого пола, обычно тем, который больше всего времени проводит с ребенком. Как правило, эта травма связана с тем, что наши родители хотят видеть нас «послушными». А значит, «сиди тихо и не высовывайся». Очень часто талантливый человек не верит в себя только потому, что ему много лет объясняли, что он «никто». Самооценка у него низкая, и он сам не дает себе права реализоваться, потому что чувствует себя «никем».

  • Из этой травмы рождается только один сценарий – Мазохист.

Каждый из нас выбирает для себя стратегию по этим 5 сценариям, периодически меняя их местами. Потому что дома легче выжить, когда вы действуете по одному сценарию, на работе – по другому, в отношениях с противоположным полом – по третьему.

Какое отношение имеют эти сценарии к Сверх-Я? У нас у всех есть инстинкт выживания. И еще в детстве у каждого укрепилась мысль: «Чтобы выжить, я должен прикидываться. Это мой способ выжить». Поэтому в критической ситуации мы отключаем мозг (т.к. не принимаем ответственности) и поступаем по одному из 5 сценариев, исходя из полученных нами травм. После Асиных тренингов многие участники, за довольно короткий срок, научились «включать» осознанность и теперь могут сами формировать свое новое «сверх-я», которое контролирует «я» и «бессознательное». 

Вы сами сознательно выбираете себе религию, в рамках которой живете, страну, город, район… Выбираете то, что вы хотите. Все ваши решения становятся не навязанными извне, а исключительно вашими.

P.S.: можете прямо сейчас пройти тест на травмы и определить свои ведущие сценарии.